О’сенсэй Морихей Уесиба

Морихэй Уэсиба

«Чтобы прийти к высшей правде,
нужно непрерывно и всем сердцем
добиваться искренности».

Морихэй Уэсиба (Morihei Ueshiba) — основатель Айкидо. Родился 14 декабря 1883 года в городе Танабэ в Японии. Известен как О-Сэнсэй ( «Великий учитель»).
Айкидо создано Уэсибой на основе элементов традиционных японских единоборств Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, кэн-дзюцу и дзё-дзюцу.
Основной принцип айкидо, как системы самообороны— использование силы (Ки) противника против него самого. В айкидо используются броски (нагэ-вадза), болевые удержания (осаэ-вадза), удары (атэми). Так же характерной чертой айкидо являются круговые движения при уходе с линии атаки и выведение противника из равновесия (кудзуси).

Становление мастера

Он был старшим из четвертых детей в семье. Его отец был обыкновенным крестьянином, тогда как мать принадлежала к знатной семье Итокава. В возрасте 7 лет он начал изучать конфуцианство и буддистскую письменность. В 1902 году он отправился в Токио и стал продавать письменные принадлежности и школьные товары в торговом районе Нихонбаси. В тоже время он начал заниматься дзю-дзюцу и кэн-дзюцу.

Сокаку Такэда

Сокаку Такэда

В 1903 году он записался добровольцем в армию в Осаке и принимал участие в русско-японской войне. В 1907 году он покинул армию.
В 1912 году он переехал на остров Хоккайдо по призыву правительства на освоение незаселенных земель. Благодаря своему образцовому самообладанию и самоотверженной работе на благо общины, он вскоре становится её лидером и получает у поселенцев титул «Короля Сиратаки» (одной из провинций Хоккайдо).

В 1915 на Хоккайдо Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсиды был представлен Сокаку Такэде — мастеру Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и стал его учеником. Эта встреча имела важнейшее значение для будущего развития техники айкидо. Последующие 5 лет он учится у этого мастера и получает степень Кёдзю Дайри. Обладатель этой степени должен был на высоком уровне владеть 348 техниками.


В 1920 году Уэсиба теряет своего отца и двух маленьких сыновей. В этом же году переезжает в Аябэ, центр нового религиозного учения Омото-кё. Там он знакомится с сосоздателем религии Омото-кё Онисабуро Дэгути. Морихэя Уэсибу покорило учение Онисабуро Дэгути, который проповедовал, что мир и гармония на земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека. С этого времени напряженные физические тренировки Морихея Уэсибы дополняются усиленными упражнениями в медитации. В том же году он открывает свое первое додзё в пристройке дома, первыми его учениками становятся последователи Омото-кё. Слава о нем, как о мастере боевых искусств, быстро распространяется. Вскоре его учениками становятся моряки с ближайшей военной базы. Будучи мастером Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, Уэсиба накапливает опыт ведения тренировок, появляются собственные методики и наработки. Именно в это время рождается начальная форма Айкидо.
В 1921 году рождается сын Киссёмару, который впоследствии станет вторым досю (хранителем пути).
В 1922 на Аябэ приезжает учитель Уэсибы Сокаку Такэда. На протяжении 6 месяцев он проводит тренировки и перед своим отъездом выдает Уэсибе инструкторский сертификат.
В том же году Морихэй Уэсиба впервые называет свою борьбу «Айки-Будо».

Онисабуро Дэгути

Онисабуро Дэгути

В 1924 году Уэсиба принял участие в авантюре Онисабуро Дэгути — «великий поход» на Запад в поисках Шамбалы. Сосоздатель секты-религии Омото-кё вдруг почувствовал в себе аватар будды Мироку, собрал группу добровольцев вместе с Уэсибой, и Онисабуро, сев на белого коня, повел группу во Внутреннюю Монголию. Но путешественников вскорости арестовали, посчитав японскими шпионами и даже успели приговорить к смерти. Только заступничество властей Японии вернуло им свободу и обратный путь в Японию. В этом путешествии у Морихэя Уэсибы впервые проявляются паранормальные способности — сиддхи. Кроме известного уворачивания от пуль и меча (до нанесения удара противником видел огненную черту, где пройдет лезвие меча) Уэсиба обладал способностью предсказывать будущее.
По возвращению из бесславного похода Морихэй стал усиленно тренироваться в боевых и духовных практиках, надолго уходя в горы Кумано. Он часто принимал обряд мисоги — очищение тела и духа под холодным горным водопадом, падающем прямо на макушку. Некоторые последователи утверждали, что в этих горах Кумано Уэсиба тренировался под руководством свирепого духа — воронообразного чёрта тэнгу. В результате столь строгой тренировки весной 1925 года Уэсиба достиг просветления сатори.
В 1932 году под патронажем и покровительством Омото-кё Уэсиба открывает и возглавляет Общество продвижения и поддержки боевых искусств Японии — Дайнихон Будосэнъёкай. Основными учениками были члены Народной милиции Омото-кё.
Примерно в эти же годы Уэсиба задумывается о преемнике. Вначале он возлагал надежды на своего племянника Нориаки Иноуэ (1902—1994), который занимался у него с 1921. Он в 1933-37 гг. даже руководил додзё Будосэнъёкай. Но что-то в их устремлениях не сошлось и они разругались. Позже Нориаки создал вид Синъэйтайдо в омото-будо.
А Уэсиба стал решать вопрос преемника в стиле учения Омото-кё, то есть преемником становится муж дочери, притом зять усыновляется. (В Омото-кё сосоздательница Нао Дэгути усыновила Киссабуро Уэду, женив на своей дочери Сумико, с переименованием его в Онисабуро Дэгути. С тех пор главой Омото становятся мужья дочерей по женской линии, идущей от Нао Дэгути). Так и Уэсиба для своей дочери Мацуко нашел жениха среди учеников, мастера кэндо Киёси Накакура. В Кобукане Уэсибой была даже основана школа кэндо, преподавателем в которой и был зять Накакура. Его Морихэй усыновил и дал свою фамилию Уэсиба. Однако через несколько лет произошел развод и Киёси Накакура покинул Уэсибу, став однако большим мастером кэндо и иайдо (9 дан).
В 1936 Уэсиба открывает собственную школу в Токио с поддержкой Онисабуро Дэгути.
В 1941 году впервые было упомянуто название «айкидо». Он видел айкидо, содержащее гармонию и любовь, как средство для объединения всех людей в мире, как ему и проповедовали в Омото-кё, духовные постулаты которого и легли в основу философии айкидо — пути гармонии и любви.
В 1942 году он переезжает в город Ивама префектуры Ибараки. Там он строит додзё и Храм Айки (в рамках религии Омото-кё). Один из биографов утверждает, что это было выражением протеста против власти военных. Возможно, это также было связано с преследованием религиозного движения Омото-кё — японской военной полицией (Кипэй Тай), аналога гестапо. Онисабуро Дэгути и множество других были арестованы, храмы Омото-кё в Аябэ и Камэоке разрушены (1935 год). От ареста Уэсибу спасло заступничество высокопоставленных учеников.
После войны Уэсиба возвращается в Токио и открывает додзё в районе Вакаяма.
В 1950 году Уэсиба путешествует по Японии и преподает айкидо.
В 1969 году, в возрасте 86 лет, он ушел из жизни.
Его последние слова были: «Айкидо предназначено для всего мира. В нём нет места ни личным, ни разрушительным целям. Неутомимо тренируйтесь, чтобы принести благо всем».

Наследие

Ученики помнят Уэсиба как мастера боевых искусств, чья практика айкидо вывела его на новый уровень — от мастера обладающего совершенной техникой, к моральному и философскому познанию айкидо как пути к мировой гармонии перед лицом окружающей нас агрессии.
Техника Морихэя Уэсибы оставила свой след во множестве ответвлений айкидо, существующих в настоящее время.
Уэсиба обучил большое число учеников. Многие из них сами стали учителями, создав собственные школы айкидо. Ниже приведен далеко не полный список учеников, обучавшихся у Уэсибы в разные годы.


Первое (перед войной) поколение
(1921—1935)

Второе (во время войны) поколение
(1936—1945)

Третье (после войны) поколение
(1946—1955)

Четвертое (и последнее) поколение
(1956—1969)

Нориаки Иноуэ (1902—1994) с 1921, племянник Уэсибы, создатель Синъэйтайдо в оомото-будо, первый несостоявшийся преемник Уэсибы (1933-37 гг. руководил Будосэнъёкай).
Исаму Такэсита (1869—1949) с 1925
Кэндзи Томики (1900—1979) с 1926, первый 8 дан в айкидо присужденный в 1942 году.
Хисао Камада (1911—1986) с 1929
Иккусай Ивата (1909) с 1930, 9 дан Айкикай
Минору Мотидзуки (1907—2003) с 1930, 10 дан
Киёси Накакура (1910—2000) с 1930, 9 дан кэндо и айидо, несостоявшийся зять (должен был стать мужем дочери Уэсибы Мацуко и преемником в айкидо).
Аритоси Мурасигэ (1895—1964) с 1931
Масахиро Хасимото (1910) с 1931
Цутому Юкава (1911—1942) с 1931
Каору Фунахаси (1913—1940) с 1931, умер от туберкулёза.
Годзо Сиода (1915—1994) с 1932, 10 дан (ранее 9 дан был присуждён Уэсибой), основатель Ёсинкан
Риндзиро Сирата (1912—1993) с 1933, 9 дан
Сигэми Ёнэкава (1910—2005) с 1933
Дзэндзабуро Акадзава (1920) с 1933
Такуми Хиса (1895—1980) с 1934
Такако Кунигоси (1911—?) с 1935, первая ученик-женщина у Уэсибы, впоследствии стала великим мастером тядо.

Бансэн Танака (1912—1988) с 1936, 9 дан
Митио Хикицути (1923—2004) с 1937, 10 дан (присуждён Уэсибой), открыл Shingu’s Kumano Juku в 1951 когда он был 7 даном
Минору Хираи (1903—1998) с 1939, основатель Кориндо
Сабуро Тэнрю (1903—1989) с 1939, известный борец сумо
Коити Тохэй (1920) с 1939, 10 дан присуждён Уэсибой и утверждён Айкикай, основатель Ки-айкидо и Общества изучения Ки.
Кисабуро Осава (1911—1991) с 1941, 9 дан
Тадаси Абэ (1926—1984) с 1942, 6 дан
Кансю Сунадомари (1923) с 1942, 9 дан
Хироси Тада (1929) с 1945, 9 дан

Морихиро Сайто (1928—2002) с 1946, 9 дан
Садатэру Арикава (1930—2003) с 1947, 9 дан
Сёдзи Нисио (1927—2005) с 1951, 8 дан
Сэйго Ямагути (1924—1996) с 1951, 8 дан
Сэйсэки Абэ (1915) с 1952, 10 дан, мастер каллиграфии, обучал каллиграфии Морихэя Уэсибу.
Муцуро Накадзоно (1918) 8 дан
Нобуёси Тамура (1933) с 1953, 8 дан
Хироси Като (1935) с 1954, 8 дан
Ясуо Кобаяси (1936) с 1954, 8 дан
Ёсио Куроива (1932) с 1954, 8 дан
Корэтоси Макуяма (1936) с 1954, основатель Aikido Yuishinkai International
Andre Nocquet (1914—1999) с 1955, 8 дан, первый европеец — ути-дэси
Масамити Норо (1935) с 1955, 6 дан, основатель kinomichi
Мицуги Саотомэ (1937) с 1955

Ёсимицу Ямада (1938) с 1956, 8 дан
Акира Тохэй (1929—1999) с 1956, 8 дан
Кадзуо Тиба (1940) с 1958, 8 дан
Сэити Сугано (1939) с 1959, 8 дан
Сюдзи Маруяма (1940) с 1959, 6 дан, основатель Kokikai
Сидзуо Имаидзуми (1938) с 1959, 7 дан
Мицунара Канай (1939—2004) с 1959, 8 дан
Ютака Курита (1940) с 1959, 6 дан
Terry Dobson (1938—1992) с 1960, 5 дан
Норихико Итихаси (1940—2001) с 1960, 8 дан
Рой Суэнака Roy (1940) с 1961, 8 дан
Такэдзи Томита (1942) с 1961, 8 дан
Сэйдзиро Масуда (1936) с 1962, 8 дан
Robert Nadeau (1937) с 1962, 7 дан
Кэндзи Симидзу (1940) с 1963, 8 дан
Сэйсиро Эндо (1942) с 1964, 8 дан
Robert Frager (1940) с 1964, 7 дан
Гаку Хомма (1950) основатель Ниппон Кан
Морито Суганума (1942) с 1964, 8 дан
Хирокадзу Кобаяси (1929—1998) Kobayashi aikido

Эзотерика Уэсибы

Немалое наследие Уэсиба оставил в эзотерической части айкидо. Кроме переосмысления нравственных принципов будо на основе ненасилия и отказа от соревновательности, внесения нового смысла в древнее японское понятие «Айки», он внес много эзотерического в айкидо: космология айкидо, учение И-КИ, магию первозвуков котодама. Благодаря этому ныне учение Морихэя Уэсибы ныне причисляется к тантре, само айкидо причисляется к тантрическим боевым искусствам.
Особо стоит отметить стихи О-сэнсэя — Дока (стихи Пути) .

Мемуары О’Сенсэя

Поскольку Ай ( гармония) едино с Ай (любовь), я решил назвать мое уникальное будо «айкидо», так как слово «Айки» достаточно древнее. Однако термин, который использовался воинами в прошлом, фундаментально отличается от того, что использую я. Айки — это не техника, не способ бороться или нанести поражение врагу. Это путь установить мир и сделать человеческие существа единой семьей. Секрет айкидо в том, чтобы слиться в гармонии с движением Вселенной и привести себя в согласие с самой Вселенной. В айкидо необходим разум, служащий умиротворению всех человеческих существ в мире, а не намерение кого-то, кто лишь желает быть сильным или практикуется только в бросках противника. Я спокоен, где бы и когда бы я ни был атакован. Я не имею привязанности к жизни или смерти. Я оставляю все, что есть, Богу. Будь свободен от привязанностей к жизни и смерти и сохраняй свой разум, который оставляет все Ему, не только когда будешь атакован, но и в повседневной жизни. Истинное будо — это работа любви. Это труд давать жизнь всем существам и не убивать, не бороться ни с кем. Любовь — хранитель божественности во всем. Ничто не может существовать без этого. Айкидо — это реализация любви. «Следовать Пути» означает быть единым с волей Бога и практиковать ее. Если мы даже слегка отступаем от этого, мы более не на Пути. Я хочу призвать людей прислушаться к голосу айкидо. Это не служит исправлению других, это ради исправления вашего собственного разума. Это айкидо.